09.07.2011

Эль Греко... буквально «Грек»





Доми́никос Теотоко́пулос, более известный как Эль Гре́ко, родился в Ираклионе в 1541 году.В возрасте 26 лет отправился в Венецию, где поступил в обучение в мастерскую Тициана.В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи.В 1576 Эль Греко направился в Испанию на службу королю Филиппу II Испанскому. Через некоторое время художник переехал вТоледо — древнюю столицу Испании, центр испанского просвещения и искусств того времени, где и оставался до конца своей жизни.


Эль Греко учился в мастерской Тициана, но, однако, техника его живописи существенно отличается от техники его учителя. Для работ Эль Греко характерны быстрота и экспрессивность исполнения, которые приближают их к современной живописи.Мировоззрение Эль Греко сформировалось в стране самой развитой гуманистической культуры. Его отношение к искусству было независимее, чем у современных ему испанских живописцев. 

Каждое произведение Греко становится подступом к тайне. Этому служит весь комплекс средств - смелость контрастов светотени, виртуозность живописи, почти осязательная ощутимость деталей и полная субъективность целого. Специфический стиль утверждается мастером через небольшие картины из жизни Христа и Марии, которые во множестве неуловимо меняющихся авторских повторений разрастаются в целые серии. Все их персонажи одержимы идеей духовного поиска и подвижничества, как сам автор. Таковы герои его "апостолад" - кроткий Петр и воинствующий Павел, как две стороны собственной души Греко, однако душа эта вмещает целый космос. Оттого и Христос его "Распятий" не столько повисает, сколько возносится над миром, а фигуры апостолов в "Сошествии св. Духа" напоминают колеблемые ветром огромные свечи.

Во имя откровения и потрясения душ Греко воспламеняет краски и придает густоту беспокойному цвету, форсирует динамику мазка, фигуры, пространства. Живший отнюдь не отшельником, он избрал одинокую дорогу в искусстве, ибо учеников почти не имел, а сын его Хорхе Мануэль, подавленный мощной индивидуальностью отца, был только старательным эпигоном. Тем не менее за десять лет, прошедшие после создания "Оргаса", Греко совершил настоящий переворот в живописи.

Не напрасно младший друг Эль Греко - поэт и проповедник Ортенсио Феликс Парависино называет портретировавшего его живописца "божественным соперником Прометея". Но и не приемлющий новаций Греко учитель Веласкеса Пачеко при знакомстве признал его "человеком удивительным", "великим философом", поражавшим несокрушимой логикой в спорах и даже обладавшим собственной вполне законченной эстетической системой. Он изложил ее в нескольких трактатах, посвященных живописи, архитектуре и скульптуре.


Умер Доменико Эль Греко 7 апреля 1614 года, завещав сыну остатки былой роскоши - скудный гардероб и мебель, коллекцию гравюр и библиотеку - единственное, что не растратил, предпочитая впроголодь доживать вместе с книгами и картинами в единственной остававшейся жилой комнате из анфилады пришедшего в полное запущение дворца.


Смерть художника произвела глубокое впечатление на его современников. Один из них писал: «Последующие столетия будут восхищаться его искусством, не имея возможности ему подражать».



0 коммент.:

Отправить комментарий

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon Favorites More