17.11.2011

Ни́кос Казандза́кис, Прозаик, поэт и драматург.



Один из наиболее важных греческих писателей, поэтов и философов двадцатого века, родился 18 февраля 1883 года на греческом острове Крит, в городе Ираклионе. Получив образование в Афинском университете, отправился в Париж, где подпал под влияние философии А.Бергсона, чье учение о «жизненном порыве», подкрепленное ницшеанской верой в верховную «волю к власти», составило основу его мировоззрения. Предназначение жизни Казандзакис видел в том, чтобы пресуществить плоть в дух, избрав в качестве «спасителей» Будду, Ленина, Данте, Улисса, Христа.

В литературе Казандзакис дебютировал повестью "Змея и лилия" (1906) и пьесами "Светает" и "Жертвоприношение". Вернувшись в Грецию, занимался переводами философских трудов.A, в 1927 году знаменитый критянин написал свой первый философский труд «Аскитики», основанный на идеях Бергсона.

Политическая жизнь Греции неоднократно предоставляла ему возможности испытать себя в деле. Юношей он наблюдал вспыхнувшее в 1897 на Крите восстание против турок, восхитившее его героическим, даже безрассудным действием ради высокой цели. Когда в 1912–1913 разразилась 1-я Балканская война, Казандзакис вступил в греческую армию, служил при канцелярии премьер-министра. В 1919 премьер Э.Венизелос назначил его генеральным директором министерства социального обеспечения, он совершил поездку на Кавказ, организовав репатриацию находившихся там греческих беженцев. В 1944, в начале гражданской войны в Греции, был в Афинах; через год стал президентом Союза рабочих-социалистов, был министром без портфеля в правительстве Т.Софулиса.

Деятельность Казандзакиса не ограничилась только Грецией. Он присутствовал в Москве на праздновании десятилетия Октябрьской революции, брал интервью у Франко во время гражданской войны в Испании, дважды путешествовал по Китаю и Японии, подолгу жил в Вене и Берлине, по поручению Британского Совета изучал интеллектуальную жизнь в Англии.

Его многочисленные романы ,драмы, поэмы и репортажи также вдохновлены идеями интуитивизма. Среди сочинений Казандзакиса множество пьес; томик терцин, посвященных личностям, которыми он восхищался; трактаты о Ницше и Бергсоне; лирическое изложение его собственных философских представлений под названием Спасители Божии; история русской литературы; киносценарии; статьи для энциклопедий; рассказы для детей; несколько ранних романов, написанных по-французски; несколько путевых дневников; переводы на новогреческий Фауста, Божественной комедии, Илиады, Одиссеи и многих других произведений. Осуществлением самого значительного замысла Казандзакиса стала огромная эпическая поэма Одиссея: современное продолжение, вышедшая в свет в 1938.

Всемирное признание пришло едва ли не на исходе его жизни, когда из-за политических и религиозных воззрений он был вынужден расстаться с Грецией. Роман Грек Зорба (1943) сразу же поставил Казандзакиса в ряд крупнейших романистов мира. Затем одна за другой вышли романы Христа распинают вновь (1948), Капитан Михалис. Свобода или смерть(1950) .В 1951 году выходит его противоречивая книга «Последнее искушение Христа», внесенная католической церковью в Индекс запрещенных книг. Греческая православная церковь отлучает автора от причастия.Святой Франциск (1953) и автобиография Отчет для Эль Греко (1956). Романы .Казандзакиса переведены на все европейские языки.


Цитаты:

  • Вы, святые отцы, посылаете мне свое проклятие. А я благословляю вас. Пусть ваша совесть будет чиста, как моя, желаю вам быть такими же верующими, как и я. (ответ иерархам православной церкви, предавшим его анафеме). 
  • Высшая добродетель - не в том, чтобы быть свободным, а в том, чтобы бороться за свободу. 
  • Ни на что не надеюсь. Ничего не страшусь. Я свободен
  • Перед тем как начать действовать, мы должны сделать лишь одно: убедиться, действительно ли мы готовы. 
  • Чем полнее и богаче становится мой внутренний мир, тем острее я чувствую, что лишь справедливость способна изменить лик Земли. 
  • Давайте определим для себя свою цель, давайте согласуем с ней свою жизнь. 
  • Одно я знаю наверняка: мы не должны зависеть в своих поступках от мнения большинства. 
  • Жизнь - это героический марш, а не идиллия. 
  • Если тебе не нравится твоя жизнь, измени ее. Ты художник, у тебя есть полотно, кисти и краски. Нарисуй небо - и войди в него.

Последние десять лет прожил во Франции. Умер Казандзакис во Фрайбурге (Германия) 26 октября 1957. В критской деревне Миртия, где сохранился дом отца Казандзакиса, находится музей писателя.



Надпись на его надгробии гласит:«Ни на что не надеюсь. Ничего не страшусь. Я свободен».

0 коммент.:

Отправить комментарий

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon Favorites More