28.10.2011

Янис Ксенакис,лидер авангарда и концептуализма.





Каждый молодой современник, делающий вид, что интересуется электронной музыкой должен знать о Янисе Ксенакисе. Надо отметить, что электронная музыка - это лишь малая часть наследия композитора.

Янис Ксенакис считается французским композитором, но по происхождению он грек. Один из лидеров авангарда и концептуализма в музыке и архитектуре, создатель стохастической музыки конца 20-го века. Получив изначально диплом инженера, он работал и как архитектор - в частности, в мастерской Ле Корбюзье, где он участвовал в разработке проектов монастыря Ла Туретт и павильона Philips.

В годы второй мировой войны молодой инженер Янис Ксенакис воевал в партизанском отряде с фашистами, а потом - с освободителями англичанами. В результате тяжёлого ранения и контузии он потерял глаз. Коммунист Ксенакис был объявлен государственным преступником и приговорён к смертной казни, но ему удалось бежать во Францию. Кстати, его смертный приговор был отменён только в 1974-ом году.
Во Франции Ксенакис оказался в мастерской знаменитого архитектора и крупного теоретика-формалиста Ле Корбюзье.
Интересовали Ксенакиса здания без крыш и без стен. Пространство создаётся изгибающейся железобетонной поверхностью. Технология такова - из прямых металлических спиц собирается сложной формы каркас: если кому-то слова «гиперболоид вращения, построенный из касательных к его поверхности» что-то говорят, то это именно оно и есть.

Рисунок играл главную роль и в музыкальном творческом методе Ксенакиса как дизайнера звука и пространства. В экспозицию вошли тщательно выполненные нотные записи и архитектурные наброски которые демонстрируют его пространственное понимание листа бумаги, а также имеют ощутимое "звуковое" качество.

В творчестве Ксенакиса множество мифов и легенд Древней Греции. В отличие от морализирующих художников, для которых миф – это воплощение объективных, надвременных нравственных проблем, служащее универсальным способом раскрытия основных противоречий современности, актуальность мифа для Ксенакиса осознается в русле своей причастности к традиции греческой культуры.

Перу Ксенакиса принадлежит огромное количество музыкальных произведений, каждое из которых звучитдовольно “безжалостно” по отношению к молодёжи, одержимой поп-музыкальными страстями.

Композитор резко критиковал своих коллег, музыка которых базировалась на математических моделях, не сложнее элементарной арифметики. «Существуют и более интересные и сложные математические конструкции, связи между параметрами вовсе не должны быть линейными, существуют кривые второго и третьего порядка», - не без патетики, но совершенно справедливо заявлял мэтр.
При этом Ксенакис вовсе не был, как утверждают сегодня некрологи, «защитником научного, рационалистического подхода к написанию музыки». Скорее, он применял математические методы для построения в высшей степени иррациональной и метафизически ориентированной музыки. Кстати, музыка Ксенакиса звучит куда более богато и выразительно в тембральном отношении, чем продукция его конкурентов Булеза и Штокхаузена. Музыка Ксенакиса - куда драматичнее и трагичнее. Мировосприятие композитора сформировалось, когда он ещё молодым человеком воевал в партизанском отряде с фашистами. Именно оттуда и идёт его идея музыки как толпы, музыки как стихии.

При абсолютной абстрактности своего музыкального мышления («выразить человеческий интеллект в звуках Ксенакис стремится к поэтичным названиям своих произведений. Но о программности в романтическом (листовском или берлиозовском) понимании слова речь не идет. Большинству произведениям Ксенакиса свойственна чрезвычайная исполнительская сложность, которая является особым средством выразительности. Это область действия так называемой «эстетики сложности», когда исполнитель, преодолевая трудности, становится богаче духовно, изменяет себя и аудиторию.


Композиции Яниса Ксенакиса:






0 коммент.:

Отправить комментарий

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon Favorites More